пятница, 18 сентября 2015 г.

Лето 2015, или материальная и духовная культура, функции семьи и деятельность.

За окном чудеснейшие осенние виды - желтые, красные, оранжевые всплески на деревьях, постоянные листопады... Люди все сильнее закутываются в пальто, несмотря на наступление "бабьего лета", зонтики всегда держат при себе. Да, наступило новое время года, новый 11 класс, новая пора учебы, а я сижу и вспоминаю лето. Вспоминаю, анализирую, но уже не с точки зрения опыта, который я получила, а с точки зрения курса обществознания 10 класса, ведь явления, изучаемые во время уроков, мы можем найти в повседневности, а летом, полном приключений, знакомств и открытий, их вовсе легко обнаружить.
Итак, как я провела это лето?
Самые яркие события этого лета связаны с двумя моими любимыми городами - Прагой и Екатеринбургом, хотя я посещала и множество других. И если в Прагу я влюблена уже давно, то мое активное знакомство с Екатеринбургом состоялось только в этом году.

Деятельность и её виды.

В первую очередь, я рассматриваю деятельность и ее виды, которую я осуществляла этим летом.
Одним из своих достижений за это лето я считаю то, что я в течение месяца активно изучала чешский язык, который я до этого почти не знала. Если рассмотреть этот процесс с точки зрения структуры деятельности:
  • субъектом являлась я;
  • объектом - чешский язык;
  • целью - знание языка,достаточное, чтобы объясняться с чешским населением;
  • мотивом - желание поступить в университет Праги;
  • средствами достижения - курсы изучения чешского в Праге, интернет-ресурсы, литература на чешском языке;
  • действиями - посещение курсов, покупка и изучение справочников, чтение произведения Артура Конан Дойла "Приключения Шерлока Холмса" на чешском, выполнение упражнений...
  • результатом - получение сертификата, подтверждающего то, что я знаю чешский язык на уровне А2, и уверенность, что я смогу улучшить этот результат в будущем!
Если же рассматривать виды деятельности, то по способам деятельности я преимущественно осуществляла духовную деятельность, а именно:
  •   познавательную деятельность, которая выражалась в изучении языка, чтении книг, путешествий по разным городам и их "исследований", посещений выставок, фестивалей и кинотеатров...
  • прогностическую деятельность. Дело в том, что мне предстояло поступить в 11 класс, а потому я серьезно задумалась над выбором специальности. Мне предстояло выяснить, какие профессии будут востребованы, какие навыки пригодятся в будущем, какой университет сможет дать мне необходимые знания. 


Кроме того, в моей деятельности преобладали учение и общение. На протяжении месяца я систематично получала знания по чешскому языку и навыки владения им, мною руководило чувство ответственности за свое будущее, следовательно, этот вид деятельности по способу формирования человека как личности - учение. И, разумеется, самым важным аспектом моих летних каникул стало общение - специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. На этом моменте я вспоминаю каждого из всех невероятных людей, с которыми я столкнулась этим летом. Каждый из них, неважно, насколько продолжительным было наше общение, что-то мне давал, помогал мне понять себя и окружающее меня общество, поддерживал, когда мне было трудно. Не раз случалось и так, что почти незнакомый мне человек протягивал мне руку помощи, что всякий раз было для меня удивительным. Именно общение стало самой важной частью этого лета, так как оно стало важной частью социализации (я усваивала нормы и ценности, необходимые для функционирования в качестве полноправного члена общества) и формирования мировоззрения (общаясь с разными людьми, я определяла, правильны ли их ценности для меня, принимаю ли я эти ценности или же я хочу быть совершенно другим человеком). 

Семья как малая группа.

Семья. Это маленькое слово имеет огромное значение даже с точки зрения обществоведческого курса. Как малая группа семья играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе. 
Этим летом моя семья, как, в общем, в любые другие сезоны, сыграла в моей жизни большую роль. Во-первых, в нашей семье исправно исполняется эмоциональная функция. Я уже даже представить себя не могу без душевных диалогов с мамой по вечерам и совместных просмотров фильмов с папой. Кроме того, родители поддержали меня, когда я объявила им, что отныне мне необходимо периодически (читайте: как можно чаще) ездить в Екатеринбург. Более того, мама согласилась мне помочь и ездила со мной в этот чудесный город, чтобы встречаться там со старыми друзьями, пока я занималась своими делами. Таким образом, выполнялась и досуговая функция - организация рационального досуга, взаимное обогащение интересов. Конечно, как несовершеннолетняя я не могу не выделить еще одну функцию - экономическую. Родители все лето меня материально поддерживали, даже когда я обидно потеряла 200 евро (мораль: закрывайте рюкзаки...).
А еще хочу поделиться радостью и заодно упомянуть репродуктивную функцию. 23 июля, за 4 дня до моего дня рождения, у меня появился племянник Мирошка! Теперь у меня новая социальная роль - тётя! И ее соблюдение я начала с покупки милых маленьких вещичек для детей... В том числе и футболки с надписью My dad is awesome(пер. "Мой папа классный") :) Так что теперь моя сестра имеет возможность выполнять и воспитательную функцию, впрочем, она имела эту возможность, еще когда я была маленькой.
Напоследок нельзя не упомянуть и функцию социального контроля. Мои родители несли ответственность за мое поведение в обществе во время пребывания в Праге, ведь там я была предоставлена самой себе, а соблазнов возникает много :) Верю, что оправдала их надежды, хотя и возможностью самостоятельности я воспользовалась, в хорошем смысле, разумеется!

Материальная и духовная культура.

А сейчас время восхищения! Оно переполняет меня до сих пор, когда я вспоминаю все объекты материальной культуры, которые я повидала во время путешествий. Взять хотя бы Прагу - просто гуляя по центру города (который, между прочим, внесен в список наследия ЮНЕСКО), я ощущала себя в ином маленьком и уютном мире, так похожем на мир Ехо из произведений Макса Фрая, которыми я зачитывалась в 12-13 лет. Брусчатые мостовые, маленькие домики с желтыми крышами, великолепная готическая архитектура на каждом шагу... Этот город вдохновляет меня, я не понимаю, как можно привыкнуть к такой красоте!




Но перенесемся в Берлин! Оживленный город, удививший меня своей контрастностью - полуразбитые высокоэтажки стоят рядом с историческими достопримечательностями, город местами грязный, а местами благоухает. Но своя прелесть в нем есть! 



Но больше меня впечатлила Вена. То ли дело в хорошей компании, то ли в том, что буквально каждый камушек пропитан историей. Я представляла, как по тем же мостовым, по которым я бродила, прогуливались великие музыканты, композиторы, австрийские герцоги... Массивные здания, достопримечательности просто поражают своим величием. Но мне больше приглянулась небольшая площадь Альбертина-Платц. С ее невероятно удобных ступеней открывался чудесный вид :)

Но обратимся к родной стране, к России. Во время визитов в Екатеринбург я не уставала восторгаться тем, какой современный этот город и как гармонично сочетается в нем современная архитектура и старые достопримечательности. Особенно меня восхитило огромное количество небоскребов.
Итак, мосты Праги, соборы Берлина, площади Вены, небоскребы Екатеринбурга - все это примеры материальной культуры, а именно вещественные результаты материального производства, имеющие определенную ценность для общества.
Но нельзя забывать и про духовную культуру. Для меня она выражалась в первую очередь в стихотворениях Роберта Рождественского. В его творчестве я часто нахожу ответы на свои вопросы, ту эмоциональность и честность, что я так люблю в поэзии. А его любовная лирика меня, действительно, трогает, ведь почти все стихотворения посвящены его жене, с которой он прошел всю жизнь, и я вижу, как трепетно и восхищенно он относился к своей любимой.
Кроме того, я весь август я посвятила произведениям Михаила Булгакова. Несмотря на то, что его произведения обязательны по школьной программе, желание его прочесть было самостоятельным и осуществилось бы вне зависимости от программы. Роман "Мастер и Маргарита" я и вовсе мечтала прочитать уже давно, и он стоил этих мечтаний!
Кроме того, нельзя не упомянуть киноискусство. Я пересматривала старые фильмы и ходила в кино на новинки, хотя среди новых фильмов я так и не встретила хорошего... Но фильм, который впечатлил меня как в хорошем, так и в не очень хорошем плане плане, я смотрела под открытым небом, назывался он "На игле". Я, как существо впечатлительное, была не в восторге от "неприкрытости" фильма, но не могу не признать, что фильм, хоть и тяжелый по содержанию, является шикарным результатом невероятного усердия режиссера. 

На этой вдохновляющей ноте стоит, пожалуй, завершить рассказ. Можно убедиться, что явления обществоведческого курса мы встречаем в жизни чуть ли не на каждом шагу. А лето - это маленькая жизнь! 


2 комментария:

  1. Арина, у меня почему-то не отображаются все фотографии, кроме первых двух. Пробовала с разных браузеров (сейчас ещё попробую открыть в школе, там провайдер другой, если дело в том).

    В задании вопрос про примеры материальной и духовной культуры некорректно составлен. Помните, что эти два вида тесно связаны между собой.

    А текст Ваш прочитала с удовольствием и радостью за Вас — очень интересное, разнообразное лето получилось. И очень грамотно Вы смогли соотнести его события с понятиями обществоведческого курса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв, Мария Николаевна!
      Сейчас постаралась исправить недочет с фотографиями, потому что у меня тоже не открывались, но уже все должно быть в порядке.
      Касаемо вопроса, я ориентировалась на упражнение, которое мы когда-то делали про материальную и духовную культуру. Я еще тогда запомнила тот нюанс, что книга с произведением - это материальная культура, а само произведение - это духовная, и постаралась использовать по аналогии.

      Удалить