четверг, 18 декабря 2014 г.

Многообразие путей и форм познания мира.

Познание - творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

Научное познание.

Научное познание

Основные характеристики: 

  • существенность
  • объективность
  • строгая доказательность
  • систематичность
  • строгое использование средств получения знания
  • практичность

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический  уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». На эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, свойства которых не контролируются сознанием. Задача эмпирического уровня – их выявление и описание.

Методы:

  • Наблюдение - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом,целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
  • Сравнение
  • Эксперимент
  • Анализ и синтез
  • Индукция- способ исследования или рассуждения, характеризующийся переходом от частного к общему, от отдельных фактов и явлений к общим выводам,законам  и гипотезам; и дедукция - переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.
  • Аналогия и классификация.

Теоретический уровень познания

- разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства и взаимосвязи которых обобщают существенные свойства и взаимосвязи объектов реальности. 

Методы:

  • Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. 
  • Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.
  • Формализация - описание основного содержания исследуемого явления (процесса) с помощью формализованного (искусственного) языка (символов и правил их написания).
  • Моделирование
  • Аксиоматический метод - способ построения теории,при котором некоторые истинные утверждения  избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы)этой теории
  • Гипотеко-дедуктивный метод - метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах
  • Исторический метод - способ  изучения  сущности  и  содержания природных и  социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию  и  динамике  изучаемых  объектов.
  • Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы.

Художественное познание. 

- образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Художественное познание осуществляется в сфере искусства. Отличается от познания научного тем, что наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира

 Мифологическое познание

- фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.

Обыденное познание

— познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. В житейском опыте опора производится преимущественно на обобщения эмпирические. Житейский опыт преимущественно индивидуален,  ориентирован на практический эффект. В познании обыденном методы познания, как правило, не вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов принципиально важно.

Социальное познание

— процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. Это оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов — субъектов познания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий