Познание - творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
Научное познание.
Научное познаниеОсновные характеристики:
- существенность
- объективность
- строгая доказательность
- систематичность
- строгое использование средств получения знания
- практичность
Эмпирический уровень научного познания
Эмпирический уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». На эмпирическом уровне исследователь имеет дело с реальными объектами, свойства которых не контролируются сознанием. Задача эмпирического уровня – их выявление и описание.
Методы:
- Наблюдение - метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом,целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
- Сравнение
- Эксперимент
- Анализ и синтез
- Индукция- способ исследования или рассуждения, характеризующийся переходом от частного к общему, от отдельных фактов и явлений к общим выводам,законам и гипотезам; и дедукция - переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок.
- Аналогия и классификация.
Теоретический уровень познания
- разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы. На этом уровне исследователь оперирует идеализированными объектами, свойства и взаимосвязи которых обобщают существенные свойства и взаимосвязи объектов реальности.
Методы:
- Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.
- Идеализация - мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.
- Формализация - описание основного содержания исследуемого явления (процесса) с помощью формализованного (искусственного) языка (символов и правил их написания).
- Моделирование
- Аксиоматический метод - способ построения теории,при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путем выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы)этой теории
- Гипотеко-дедуктивный метод - метод получения нового знания и метод развертывания теории, сущность которого заключается в создании дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся в конечном итоге утверждения об эмпирических фактах
- Исторический метод - способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию и динамике изучаемых объектов.
- Системный подход - направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы.
Художественное познание.
- образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Художественное познание осуществляется в сфере искусства. Отличается от познания научного тем, что наука, как правило,
стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда
так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его
субъективное видение мира
Мифологическое познание
- фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.
Обыденное познание
— познание, реализуемое в повседневной жизненной практике. В житейском опыте
опора производится преимущественно на обобщения эмпирические. Житейский опыт преимущественно индивидуален, ориентирован на практический
эффект. В познании обыденном методы познания, как правило, не
вырабатываются специально, тогда как в науке создание и обоснование методов
принципиально важно.
Социальное познание
— процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. Это оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов — субъектов познания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий